Поколение Z.

Термином «поколение Z» социологи обозначают людей, родившихся после 2000 года. Какова она, нынешняя молодежь, что нужно знать педагогам, будущим работодателям и родителям молодых людей, «Речи» рассказали социолог Альбина Мехова и психолог Марина Кудака.

Какое вы поколение?

Что означает популярный сейчас термин «поколение Z», который употребляют, когда говорят о нынешней молодежи? И насколько верно утверждение, что молодежь «от рук отбилась, без телефонов и шагу ступить не может»? Об этом сегодня говорят преподаватели ЧГУ Альбина Мехова и Марина Кудака.

Теория, которая определила рамки смены одного поколения другим двадцатилетиями, была создана в 1991 году Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом (США). К отечественной действительности эту теорию адаптировала в 2003 году группа ученых под руководством Евгении Шамис.

Рассказывает заведующая кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета Альбина Мехова:

— Ученые определили типические черты каждого из поколений. Разумеется, когда мы говорим о типических чертах, мы понимаем, что не обязательно они должны быть у каждого из представителей этого поколения, просто большинство ими обладает.
Итак, первое поколение — это «поколение героев», или «поколение победителей», люди, родившиеся в нулевые и десятые годы двадцатого века.

— Их ценности формировались в период до начала 1930-х годов. А это значит, что на них наложили свой отпечаток две революции, 1905 и 1917 годов, Гражданская война, две эпидемии (холеры и испанки), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Как следствие, те, кому сейчас больше 90 лет, несмотря ни на что, почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью, — объясняет заведующая кафедрой психологии ЧГУ Марина Кудака.
Следующее поколение — люди 1923 — 1943 годов рождения, «молчаливое поколение». Эти люди воспитывались перед Великой Отечественной войной и сразу после нее, во время, которое для нашей страны было непростым. Они помнят о сталинских репрессиях, индустриализации, именно эти люди в детстве боялись голода, потому их холодильник всегда забит продуктами. Они умеют экономить и копить на черный день.

Поколение «беби-бумеров» (родились в 40 — 50-е годы прошлого века) — это люди, которым о войне известно из рассказов старших, из книг и фильмов. В это время страна узнала, что такое бум — технологический и социальный. Эти люди следили за первым полетом человека в космос, за стройкой Байкало-Амурской магистрали, они росли в сверхдержаве, которую уважал мир, занимались спортом и совершали открытия. Из них же и выросли шестидесятники.

Поколение Х — те, кто родилcя с 60-х годов примерно до 1984 года, — в юном возрасте узнали, что такое холодная война, застой и перестройка. Они привыкли к тому, что заботиться о себе нужно самому.

— «Иксы» в детстве могли самостоятельно колесить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу, — говорит Марина Кудака.
— Это поколение людей моего возраста: с одной стороны, критически настроенное, с другой — последнее из тех, кто помнит, что такое советские ценности, — объясняет Альбина Мехова.
С середины 80-х до конца 90-х дети рождались уже другими. Представители поколения Y не стали пионерами и комсомольцами, они воспитывались в «лихие девяностые». У них в детстве появились компьютеры, куклы Барби, они жили в мире без дефицита, смотрели новые телепрограммы, появившиеся после распада Союза. И сейчас они — молодые родители детей поколения Z.

«Окей, Гугл»

«Поколение вундеркиндов» — это еще одно из названий поколения Z. Как рассказывает Альбина Мехова, понять этих детей непросто, но когда поймешь, как и чем живет молодежь, можно научиться с ней работать.

— Это поколение не может себя представить без Интернета, гаджетов. Они даже сами в какой-то степени немножко гаджеты, — говорит Альбина Мехова. — Телефоны и планшеты для них — дополнительная память, теперь информацию не нужно держать в голове постоянно.
С одной стороны, эта «дополнительная память», круглосуточный доступ к Интернету помогает молодым людям думать и жить быстрее. Вспомните, представители старшего поколения, как мы, увидев в книге незнакомое слово, снимали с полки тяжелый словарь, чтобы там найти значение этого слова. А сейчас телефон поможет. Только нужно сказать: «Окей, Гугл» или «Привет, Сири!»

— Исследования говорят, что молодые люди в возрасте от нуля до 17 лет в день проводят с гаджетами около восьми часов, — рассказывает Альбина Мехова. — Это новый стиль поведения, не каждый университетский преподаватель готов принять, что во время его лекции студент берется за телефон и что-то там смотрит. А для молодежи это совершенно естественно.
Еще одна черта, которую выделяют исследователи, это так называемое клиповое сознание. Типичный представитель поколения Z не может в течение долгого времени быть сосредоточенным на какой-либо задаче, ему нужно переключать внимание. Альбина Мехова объясняет, что преподаватели, учителя должны строить занятия по-другому, нежели раньше. Классическую лекцию — без интерактива, смены видов деятельности, презентаций — сейчас прочитать невозможно.

— Студенты, ученики вас просто не услышат, — говорит Альбина Мехова. — Не буду оценивать, хорошо это или плохо. Я представитель поколения Х и всегда считала, что нужно себя всегда немножко «затруднять».А ребята поколения Z будут только там, где им легко и нравится.
На представителей поколения Z не действуют традиционные родительские и преподавательские угрозы: «Не будешь учиться — станешь дворником!» Эти люди не боятся не найти работу, вылететь с учебы. Они считают, что невозможно не найти другую работу — ту, которая будет нравиться больше.

— Чтобы добиться от Z выполнения поручения, его надо сформулировать максимально точно, алгоритмично. К этому педагог должен быть готов, — говорит Альбина Мехова.
А чего не умеют дети поколения Z?

Чаще всего — планировать свое время. С детства они заняты с репетитором, в кружках, секциях, записывают их туда родители, водят на занятия родители или бабушки. Самостоятельно планировать, чем заняться в свободное время, не приходится. Да и есть ли у них свободное время? Этих ребят не увидишь во дворе, они, как правило, дома, у компьютера. К слову сказать, и современная российская ювенальная политика не способствует формированию детской и подростковой самостоятельности, на мой взгляд, запреты на самостоятельность детей и подростков зачастую чрезмерны.

— А правильно ли, когда их называют обществом потребления? — спрашиваю я, транслируя точку зрения некоторых представителей старших поколений.

— Смотря что понимать под словом «потребление», — отвечает Альбина Мехова. — Они зачастую аскетичны в одежде, быту, не из тех, кто ради модного «прикида» может многим пожертвовать. Точнее, быть хорошо одетым, модным для них естественно, в отличие от поколений времен тотального дефицита. Поэтому у них другие потребности. Они не могут жить без информации. Им интересны путешествия — не пляжный отдых, а новые впечатления, они интересуются различными техническими новинками.
Иными словами, дети поколения Z будут искать только информацию, которая им интересна. А как заинтересовать их чтением, образованием — об этом поговорим с психологом.

Как родителям вести себя с молодежью. Советы психолога

По нашей просьбе завкафедрой психологии Череповецкого госуниверситета Марина Кудака рассказала, как взрослым воспитывать детей поколения Z. Стоит ли бороться с влиянием Интернета, запрещать гаджеты и пользование соцсетями? Или, наоборот, разрешить все?

Уже с пятилетнего возраста, как объясняет Марина Кудака, у школьника нового поколения есть своя страница в соцсети, где он размещает статусы, общается с другими детьми или следит за приключениями мультгероев, рассказывает о своем настроении с помощью картинок, смайликов и эмодзи. Многие родители говорят, что в Сети детей могут подстерегать опасности и лучше вовсе запретить ребенку пользоваться планшетом или телефоном. Правильно ли это?

Марина Кудака рассказывает, как в начале двухтысячных годов к психологу обратилась женщина, которая запрещала своему сыну смотреть мультфильмы о покемонах, считая их безвкусными и оказывающими негативное влияние на детей. Но забота о ребенке обернулась тем, что он потерял друзей: в школе все только и говорили о покемонах, а он не мог поддержать беседу на перемене между уроками.

— Мама пришла с вопросом, как помочь ребенку перестать быть изгоем. Говорила, что он не хочет идти в школу, потому что с ним никто не дружит. Это было 15 лет назад, это же происходит и сейчас, если мы лишаем ребенка возможности осваивать технику, — говорит Марина Кудака.
Что же делать, чтобы ребенок не ушел с головой в виртуальный мир и не сидел с телефоном в руках круглые сутки? Ответ, как объясняет психолог, прост: действовать собственным примером. Если родители сетуют, что их дети потерялись в Интернете, а сами не выпускают из рук телефон и планшет, проблема не имеет решения.

А как проверить, с кем общается в Интернете ребенок? Стоит ли следить за ним, подбирать пароль от его страницы «ВКонтакте»? Намного действеннее, как отмечает наша собеседница, подружиться с ребенком, быть в доверительных отношениях. Для школьника, для студента его отец или мать должны быть близкими людьми, которые поддержат его в трудной ситуации, не станут смеяться над проблемами, не отмахнутся от них.

Еще один вопрос, который беспокоит старшее поколение: как заставить детей читать? Почему они не любят чтение, предпочитая смотреть видеоканалы? И здесь ответить несложно, как считает Марина Кудака. Во-первых, у читающих родителей вырастают читающие дети. А во-вторых, пусть дети сами выбирают себе книги. Не факт, что современную молодежь заинтересуют «Два капитана» Каверина или романы Дюма. В наше время для детей и подростков создается прекрасная литература, стоит только поинтересоваться вопросом.

Так же важно, как считает психолог, вместе с ребенком планировать бюджет семьи. Пусть он знает, что ему могут купить родители в этом или следующем месяце, учится планировать, как ему тратить сумму, которую дают на карманные расходы.

Одна из важных черт поколения Z, которую упоминает Марина Кудака, это готовность к волонтерству. Сегодняшняя молодежь готова работать безвозмездно, за идею. Нужно только узнать, что интересует ребенка: например, если он хочет заботиться о бездомных животных, пусть станет волонтером приюта.

— Нельзя принудить к волонтерству. Но можно увидеть, что интересует вашего сына или дочь. И развивать его способности. Для этого достаточно «подружиться» с ним в соцсети и увидеть, какие посты он выкладывает, — советует психолог.
— А если взрослый зайдет на страничку ребенка и увидит, с его точки зрения, всякие глупости: покемонов, видеоблоги, не самые интеллектуальные розыгрыши и приколы? Да он за голову схватится и подумает: «Запишу-ка я его на спорт, чтобы дурью не маялся!»

— Спросите его: «Что во всем этом тебя привлекает?» Если он хочет ходить и ловить покемонов, предложите ему кружок по спортивному ориентированию. Нравится что-то яркое — выбирайте кружок по графическому дизайну, — говорит Марина Кудака. — Родители считают, что лучше ребенка знают, что ему нужно. Но на то мы и взрослые, чтобы уметь понимать своих детей и принимать их такими, какие они есть.
Алена Сеничева

Источник: http://www.35media.ru/articles/2017/07/19/pokolenie-z-sovremennaya-molodezh-kto-oni

 

Категория: Статьи | Добавил: redloz13 (01.06.2018)
Просмотров: 604 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Anna777 • 16:51, 06.06.2018 [Материал]
Психологи все првильно пишут, но в жизни все сложнее. Если ребенок родился таким, он таким и будет. Если вам повезло и ребенок вас слышит и видит вашу жизнь, он сможет взять пример. Если не видит и не слышит никакой пример не поможет. Карму изменить можно только молитвой.
avatar